Скрам-мастер

Чем больше группа, тем труднее охватить Продукт целиком. Скрам-мастер помогает людям посмотреть за пределы своей личной перспективы на более крупную, производственную систему - взаимодействия, препятствия в работе, основы и потенциальные возможности продуктовой группы. Он также напоминает всем о фокусе на всем продукте. Это важно, потому что индивидуальные результаты отдельных команд на выходе не могут создать ценность для клиента.

Скрам-мастер в LeSS столкнется со сложными крупномасштабными проблемами, и ему необходимо удержаться от применения сложных крупномасштабных решений. Вместо этого ему нужно будет в соответствии с духом Скрама найти простые способы, чтобы дать людям возможность решить свои проблемы. Такой подход приводит к крупномасштабным, но в то же время простым решениям.

Скрам-мастера это защитники прозрачности. Но большинство крупномасштабных продуктовых разработок имеет постоянную полупрозрачность. Устранение ее, то есть создание прозрачности, является трудной и неблагодарной работой в политических джунглях организации.

Неправильное понимание

Роль Скрам-мастера является новой и часто не понимается командами и организациями, которые применяют Скрам. Зачастую Скрам-мастерами пытаются сделать ”неиспользуемых людей”. Они могут быть хорошими людьми, но часто не имеют нужных навыков, мотивации и знаний Скрама, чтобы быть эффективными Скрам-мастерами. Они превращают эту роль в нечто иное, что затем принимается организацией и таким образом становится образцом того, каким должен быть Скрам-мастер. В конце концов Скрам-мастер должен знать, правильно ли он все делает, не так ли? Иногда благонамеренные Скрам-мастера, которые являются новичками в Скраме или не подходят для роли Скрам-мастера, делают вещи, которые на самом деле противоречат Скраму и вредны для применения Скрама, тем самым превращая себя в Анти-Скрам-мастеров.

Полноценная выделенная роль

В LeSS роль Скрам-мастера жизненно необходима. Мы видели, как многие организации пытаются использовать Скрам-мастеров по совместительству, что обычно приводит к отсутствию Скрам-мастеров вообще. Это очень сильно влияет на применение LeSS. В LeSS Cкрам-мастер это выделенная роль на полный рабочий день, по образцу того, как в Скраме участник команды является выделенной, полноценной ролью. При этом один выделенный Скрам-мастер может работать с одной, двумя и даже с тремя командами, в зависимости от имеющейся ситуации.

Скрам-мастер как элемент структуры

Роль Скрам-мастера является частью LeSS фреймворка, а также несет ответственность за структуру. Поэтому вы найдете больше рассуждений, связанных с ролью Скрам-мастера в разделе Структура—Скрам-мастер

Перевод статьи осуществлен Сергеем Господчиковым и Романом Лапаевым

The bigger the group, the harder it is to see the whole. A ScrumMaster helps people to see beyond their individual perspective to the larger production system—the product group interactions, delays, causes, and potentials. He also reminds everyone of the whole-product focus. This is key because unintegrated individual team output won’t create customer value.

A LeSS ScrumMaster will encounter complex large-scale problems and he’ll need to resist resolving them with complex large-scale solutions. Instead, he’ll need to leverage the spirit of Scrum and find simple ways to empower people to resolve their impediments. This approach leads to large-scale, yet simple, solutions.

ScrumMasters are guardians of transparency. But most large-scale product development has a persistent haze hovering over it. Clearing the haze, that is, creating transparency, is a hard and thankless job in an organization’s political jungle.


The ScrumMaster role is a new one and often not understood by teams and organizations who are adopting Scrum. A frequent response is to make the “leftover people” the ScrumMasters. They might be nice people but often lack the right skills, motivation, and Scrum knowledge to be effective ScrumMasters. They morph the role into something else which then becomes accepted within the organization as the way a ScrumMaster should be. After all, the ScrumMaster should know if they’re doing things correctly, right? Sometimes well-meaning ScrumMasters who are new to Scrum or not a good fit for the ScrumMaster role cause things to happen that are actually counter to Scrum and detrimental to Scrum adoption, thereby transforming them into anti-ScrumMasters.

Dedicated full-time role

In LeSS, the ScrumMaster role is vital. We’ve seen many organizations try part-time ScrumMasters, which usually leads to no ScrumMasters at all. This then affects the LeSS adoption enormously. In LeSS the ScrumMaster is a dedicated, full-time role in the same way that being a Scrum Team member is a dedicated, full-time role. Having said that, it is possible for one full-time ScrumMaster fill the role for up to three teams, depending on any number of factors.

ScrumMaster as structure element

The ScrumMaster role is a part of the LeSS framework and is also responsible for structure. Therefore, you will find more discussion related to the ScrumMaster in the Structure—ScrumMaster section