Владелец Продукта

Роль владельца продукта в LeSS концептуально совпадает с ролью в Scrum с одной командой. Однако его фокус смещается в сторону сохранения видения и обеспечения максимальной отдачи от инвестиций в Продукт (ROI).

Масштабированный Владелец Продукта

В крупномасштабной разработке является достаточно обыденной ситуация, когда разные люди тянут развитие продукта в различных направлениях, а также когда подгруппы (подразделения) фокусируются на локальной оптимизации. Наличие только одного Владельца Продукта с одним Бэклогом Продукта поддерживает фокус на всем Продукте.

При традиционной крупномасштабной продуктовой разработке есть группа (часто это продуктовые менеджеры), которая фокусируется наружу компании, и группа (обычно разработчики), которая фокусируется вовнутрь — и они никогда не смогут работать в одном направлении. В LeSS у одного владельца продукта есть достаточно времени, чтобы сосредоточиться на клиентах и их приоритетах, а также у него есть возможность потратить некоторое время, работая с командами разработчиков. Он действует как интегратор, объединяя команды и клиентов/пользователей вместе, чтобы команды стали более клиентоориентированными.

В отличии от других масштабируемых Scrum подходов, в LeSS возможно эффективно масштабировать роль Владельца Продукта в виде одного человека, потому что в этом случае мы имеем меньше ролей, должностей и меньше сложности.

Приоритизация и актуализация

В Scrum есть два ключевых информационных потока, связанных с Владельцем Продукта: (1) приоритизация (упорядочение) элементов в Бэклоге продукта и (2) уточнение элементов в Бэклоге Продукта. В первом потоке (приоритизация) выделяется и анализируется информация, связанная с факторами прибыли, стратегически важными клиентами, бизнес-рисками и другими бизнес-проблемами. Во втором потоке (уточнение) информация используется для детализации поведения и качества элементов, пользовательского опыта и других проблем, связанных с дизайном функций.

В LeSS Владелец Продукта фокусируется на приоритизации, но взаимодействует с командами разработки для прояснения элементов Бэклога. Он поощряет и помогает командам напрямую работать с реальными пользователями и клиентами для актуализации элементов Бэклога. Он действует при этом как связующее звено, а не как посредник.

Зачем делать акцент на прямом взаимодействии между командами и клиентами/пользователями? Причины следующие: (1) предотвращение потери информации, которая возникает при наличии нескольких передаточных звеньев, (2) содействие совместному созданию решений реальных проблем клиентов и (3) повышение мотивации и эмпатии за счет прямого взаимодействия разработчиков и клиентов.

Стоит отметить, что когда команды выполняют большую часть работы по уточнению, у Владельца Продукта остается больше времени и сил, чтобы сосредоточиться на общей картине, постоянно расставляя приоритеты и исследуя новые стратегические возможности.

Поиск Владельца Продукта с учетом типа вашей разработки

Шаг 1: Определите тип вашей разработки

Поиск правильного Владельца Продукта зависит от знания типа разработки, которую вы реализуете:

  • Продуктовая разработка—Для внешних потребителей или рынка.
  • Внутренняя (продукт) разработка—Для одного или нескольких пользователей внутри компании. Такая группа разработки обычно называется ИТ или Системная Разработка.
  • Проектная разработка—Обычно для одного внешнего клиента. В таком типе разработки работа организована и контрактуется как проект, хотя это не обязательно означает контракт с фиксированным объемом работ / сроком / стоимостью по проекту. Компания-разработчик в таких случаях обычно является аутсорсером или системным интегратором. Клиент или клиентская компания включает в себя как заказчика, так и пользователей, которые не всегда находятся в одном подразделении.

Шаг 2: Найдите подходящего Владельца продукта

Продуктовая разработка—В этом случае в компании продуктовой инициативой будет заниматься либо (1) некоторое бизнес-направление (например, направление розничного банкинга), либо (2) подразделение продуктового менеджмента. Традиционный Продуктовый Менеджмент отвечает за анализ клиентов и конкурентов, формирование видения Продукта, выбор и приоритизацию крупных блоков функционала, формирование дорожной карты Продукта и другие мероприятия, не связанные с технической стороной Продукта. Эти структуры не управляют работой традиционного подразделения разработки.

Где найти Владельца Продукта для подразделения, внедряющего LeSS? Если у вас есть подразделение, занимающееся продуктовым менеджментом, то Менеджер по продукту может быть хорошим выбором. В противном случае найдите сотрудника из бизнес-подразделения, который занимается развитием Продукта. Важно, чтобы Владелец Продукта для продуктовой разработки был человеком именно от бизнеса.

Внутренняя (продукт) разработка—Хорошего владельца продукта для внутренней продуктовой разработки в LeSS можно найти (1) в подразделении, которое будет использовать систему, и при этом (2) он должен быть сильно вовлечен и иметь глубокий опыт в выполнении реальной работы, для которой будет использоваться система. Такие люди очень близки к реальным пользователям.

Проектная разработка—Ключевым моментом является то, что в данном случае Владелец Продукта выделяется от компании, заказывающей систему, и, как и при внутренней разработке, он участвует и имеет опыт в практической работе в данной области, а также близок к пользователям.

Как в случае внутренней разработки, так и в проектной разработке возможна ситуация, когда использовать систему могут несколько подразделений. Тогда хорошим выбором будет опытный сотрудник одного из основных пользовательских подразделений, который заинтересован в принятии на себя подобной роли, и который умеет работать с заинтересованными сторонами.

Следующий рисунок показывает, как выглядит Владелец продукта в различных типах организаций:

Во всех случаях хороший Владелец Продукта должен “испытывать страсть” к Продукту.

Когда невозможно сразу найти подходящего Владельца Продукта, вы можете быстро начать применение LeSS с временным Владельцем Продукта не со стороны бизнеса, который понимает, что происходит, и может механически выполнить эту роль. Пусть команды завершат несколько Спринтов под временным Владельцем Продукта, пока не будет разработана основа, и —это важно- команды разработчиков смогут доставлять действительно “готовый” инкремент (или что-то близкое к этому) каждый Спринт. Почему? Группы разработчиков с большей вероятностью обретут и вдохновят подходящего постоянного Владельца Продукта, если они смогут продемонстрировать новые возможности, которые принесут ощутимую пользу бизнесу. Очень важно, чтобы все понимали, что непостоянный Владелец Продукта - это временное решение. Мы часто используем термин “поддельный Владелец Продукта”, чтобы указать насколько нефункциональным может быть такое решение. Потому что временный не только не является лучшим владельцем продукта, но и может причинить ущерб, пытаясь заполнить роль, для которой он не подходит. Его необходимо заменить как можно скорее, чтобы избежать риска создания второсортного продукта.

Шаг 3: Дайте полномочия и ответственность реальному Владельцу Продукта

Владелец Продукта не является аналогом традиционного руководителя проекта, который обеспечивает реализацию объема и даты выполнения работ. Наоборот, Владелец Продукта должен обладать независимостью в принятии решений по выбору и изменению контента, дат выпуска, приоритетов, видения и т.д. Конечно, он сотрудничает с заинтересованными сторонами, но настоящий Владелец Продукта имеет право окончательного принятия решений.

Пять видов взаимоотношений

Владелец Продукта должен понимать и работать над улучшением пяти ключевых взаимоотношений, которые затрагиваются при внедрении и использовании LeSS:

  • Владелец Продукта<–>Команды
    Команды помогают Владельцу Продукта создать наилучший Продукт для клиента. Они должны знать как двигаться дальше и действительно ли то, что они уже сделали, достигло цели. Владелец Продукта должен знать, что нужно командам и как он может им помочь.
  • Владелец Продукта<–>Клиенты
    Владелец продукта и команды пытаются создать наилучший Продукт для клиента. Клиенты должны знать, когда они будут иметь функции, которые им необходимы, и, возможно, обоснование расстановки приоритетов. Будьте прозрачными для клиентов, за счет их максимального вовлечения. Владелецу Продукта необходимо изучать цели или проблемы совместно с клиентами (или выявлять то, что находится за пределами их видения), а также собирать информацию, которая поможет ему правильно расставить приоритеты.
  • Команды<–>Клиенты
    Задача команд создать лучший Продукт для клиентов. Для этого они должны понимать контекст для создаваемого ими функционала и иметь знания в предметной области. В идеале команды создают решения напрямую вместе с клиентами путем глубокого, а не поверхностного понимания их целей и проблем. Команды должны удостовериться, что они полностью понимают требования, которые они проясняют совместно с клиентами.
  • Владелец Продукта<–>Топ-менеджмент
    Высшее руководство за пределами продуктовой группы (портфельные менеджеры, руководители высшего звена и др.) должны рассматривать Владельца Продукта, как человека, который берет на себя и несет полную ответственность за успешность Продукта. Он отвечает за то, чтобы процесс и статус разработки был прозрачным, а также за реализацию поставленных более высоким руководством целей (возможно, неявных) для достижения желаемых результатов (например, ROI и доли рынка). Владелец Продукта при поддержке Скрам-мастеров привлекает помощь высшего руководства для улучшения организационной структуры.
    • Владелец Продукта<->Скрам-мастера
      Отношения, описанные выше, напрямую связаны с “владением Продуктом”, но есть и другая сторона. Это относится к знаниям и поведению Владельца Продукта. Скрам-мастерам необходимо знать проблемы, вопросы и препятствия Владельца Продукта, чтобы они могли ему помочь. Хороший Скрам-мастер всегда выслушает или “подставит плечо”. Скрам-мастера обучают и дают обратную связь, чтобы владельцы продукта могли адаптироваться.

Собрания LeSS

У людей, только начинающих знакомство с LeSS, часто возникает вопрос “Как один владелец продукта собирается управлять множеством встреч со всеми этими командами?”. К счастью, причина этого вопроса заключается в недопонимании. Владелец Продукта в LeSS посещает только общие для команд мероприятия, даже в ситуации когда есть несколько команд. Количеством членов команд на таких мероприятиях можно управлять. Если есть только две команды, участвовать в мероприятиях могут все участники команд. Но если команд много - на общих мероприятиях присутствуют только по два представителя от каждой команды.

Какие LeSS мероприятия посещает Владелец Продукта, и какова средняя длительность таких мероприятий в типичном двухнедельном Спринте?

Таким образом, общее время, затрачиваемое на LeSS события, составляет в среднем около восьми часов в двухнедельном Спринте.

Владелец Продукта не посещает командные мероприятия: Вторая часть планирования Спринта, Ежедневный Скрам, командные уточнения Бэклога Спринта, командные Ретроспективы.

Перевод статьи осуществлен Сергеем Господчиковым и Алексеем Ворониным

Product Owner

The Product Owner role in LeSS is conceptually the same as in one-team Scrum. However, at scale the focus changes slightly toward keeping an overview and ensuring the maximum return on investment (ROI) in the product.

Scaled Product Owner

It’s common in large-scale product development for different people to pull in different directions and for subgroups to focus on local sub-optimizations. Maintaining one Product Owner with one Product Backlog supports whole-product focus.

In traditional large-scale product groups, there’s a group (often product managers) that focuses outward and a group (usually developers) that focuses inward — and never the twain shall meet. In LeSS, the one Product Owner has lots of free time to focus outward on customers and their priorities while also being able to spend some time looking inwards to the teams. He acts as a connector, bringing teams and customers/users together so the teams become more customer focused.

In contrast with other scaled Scrum approaches, it’s possible in LeSS to effectively scale the Product Owner role with just one person because there are fewer roles and positions, and less complexity.

Prioritization over Clarification

There are two key information flows in Scrum related to the Product Owner: (1) prioritizing (ordering) items in the Product Backlog and (2) clarifying items in the Product Backlog. In the first flow (prioritization), information related to profit drivers, strategic customers, business risks, and other business concerns is sought and analyzed. In the second flow (clarification), information is sought to detail the behavior and qualities of items, the user experience, and other feature design concerns.

A LeSS Product Owner focuses on thinking hard about prioritization but collaborates with the teams on clarification. Further, he encourages and helps the teams enter into a direct conversation with true users and customers for clarification. He acts as a connector, not an intermediary.

Why emphasize direct interaction between teams and customers/users? Reasons include: (1) avoiding information loss from handoffs, (2) fostering co-creation of solutions to real customer problems, and (3) improving motivation and empathy for customers by having developers collaborate with them directly.

It’s worth noting that when the teams do most of the clarification work the Product Owner has more time and energy to focus on the big picture, continuously prioritizing and exploring new and strategic opportunities.

Find a Product Owner Given Your Type of Development

Step 1: Know Your Development Type

Finding the right Product Owner depends on knowing the type of development you are doing:

  • Product development—For external customers or a market.
  • Internal (product) development—For one or more users within the company. The development group is usually called IT or Systems Development.
  • Project development—Usually for one external customer. The work is organized and contracted as a project of some kind although that does not necessarily mean a fixed scope/date/cost project contract. The development company is usually an outsourcer or systems-integrator. The customer, or client company, includes both the purchasing entity and the users, who are not always in the same department.

Step 2: Finding the right Product Owner

Product development—The company will have either (1) a business unit driving the product initiative (e.g., Retail Banking), or (2) a Product Management department driving the initiative. Traditional Product Management is responsible for customer and competitor analysis, product vision, coarse-grained feature selection and prioritization, product roadmap, and other non-technical activities. They don’t manage the work of a traditional development group.

Where to find a Product Owner for a group adopting LeSS? If there’s a Product Management department, then a Product Manager can be a good choice. Otherwise, look for a person from the business unit that’s driving the initiative. The important thing to keep in mind is that the Product Owner for product development should come from the business side.

Internal (product) development—A good Product Owner for internal product development in LeSS is (1) from within the group that will use the system, and (2) is closely involved in and deeply experienced in doing the real work that the system will support. They are very close to the real users.

Project development—The key point for project development is that the Product Owner be from the company receiving the system. As with internal development, they should be involved in and deeply experienced in the hands-on work the system will support, and be close to users.

A common variant for both internal and project development is when the system will be used by many departments. Then, a good choice is an experienced, hands-on individual from one of the major user departments who is interested in taking on the role and has political savvy.

In all cases, a great Product Owner has a passion for the product.

When it is impossible to find the right Product Owner immediately, you can quickly start a LeSS adoption with a temporary Product Owner who understands what’s going on and can perform the mechanics of the role but is not from the business side. Let the teams complete several Sprints under the temporary Product Owner until the major kinks are worked out and — this is important — the development teams can deliver a truly ‘done’, shippable increment (or something close) every Sprint. Why? The product teams will be more likely to find and inspire the right longterm Product Owner if they can show a compelling new capability that offers very tangible business benefit. It’s terribly important that everyone understand that the temporary Product Owner is a placeholder. We often use the term “fake Product Owner” to indicate just how damaging this temporary Product Owner can be. Because the fake PO is not only not the best Product Owner but also he can cause damage trying to fill a role for which he is not qualified. He must be replaced as soon as possible to avoid the risk of creating a second-class product.

Step 3: Give Authority and Responsibility to a Real Product Owner

Product Owner is not a new name for a traditional project manager who delivers a scope and date contract of work. Rather, a Product Owner must have the independent authority to choose and change content, release dates, priorities, vision, etc. Of course he collaborates with stakeholders, but a real Product Owner has final decision-making authority.

Five Relationships

The Product Owner needs to understand and work to improve five key relationships that are affected by LeSS adoption:

  • Product Owner<–>Teams
    The teams are there to help the Product Owner create the best possible product for the customer. They need to know what to build next and whether or not what they have already built has hit the mark. The Product Owner needs to know what the teams need and how he can help them.
  • Product Owner<–>Customers
    The Product Owner and teams are trying to create the best possible product for the customer. The customer needs to know when they will have features they care about, and perhaps the reasoning behind the priorities. Involve them as much as possible by being transparent. The Product Owner needs to learn their real goals or problems with them (or envision something beyond their vision) and collect the information that will help him prioritize well.
  • Teams<–>Customers
    The teams are trying to create the best possible product for the customer. They need to know the context for features and have detailed domain knowledge. Ideally, teams co-create solutions directly with customers by grasping the customers’ essential (rather than superficial) goals and problems. Teams need to confirm with customers that they fully understand the requirements they are clarifying together.
  • Product Owner<–>Higher Management
    Higher management beyond the product group (portfolio managers, C-level executives, etc.) should view the Product Owner as having the final accountability and responsibility for product success. He is responsible for making the development status visible and realizing higher management’s (perhaps implicit) mandate to optimize desired impacts (e.g., ROI and market share). The Product Owner, with support from ScrumMasters, engages higher management’s help to improve the organizational design.
  • Product Owner<->ScrumMasters
    The relationships above are directly related to “product ownership,” but this one is different. It relates to Product Owner knowledge and behavior. The ScrumMasters need to know the Product Owner’s concerns, questions, and obstacles so they can help. A good ScrumMaster can be a friendly ear or a shoulder to cry on. ScrumMasters educate and feed back so Product Owners can adapt.

LeSS Meetings

When we introduce LeSS, a frequent question is, “How is one Product Owner going to manage all of those meetings with all of those teams?” Fortunately, the concern behind that question is based on a misunderstanding. The one Product Owner in LeSS only attends single meetings even though there are multiple teams. And the number of team members at those single meetings is manageable. If there are just two teams, everyone can effectively attend and participate. If there are many teams, only two representatives from each team may attend.

What LeSS meetings does the Product Owner attend and what is their average duration in a typical two-week Sprint?

So the total time spent in LeSS events is, on average, about eight hours in a two-week Sprint.

The Product Owner does not attend the team-specific meetings: Sprint Planning Two, Daily Scrums, team PBRs, team Retrospectives.